Суббота, 23 сентября 2017  

Нам всем пора повернуться к Богу

Отсчет новейшей истории «самой причудской» волости Пейпсиээре /Peipsiääre – Причудская/ начался вместе с новейшей историей Эстонии, ставшей независимой чуть более 15 лет назад. Волость Пейпсиээре, включающая в себя деревни Колкья, Варнья, Касепя и Сипельга, стала одним из местных самоуправлений Тартуского уезда. Казалось бы, не так уж и много времени прошло с тех пор. Но именно это время, пожалуй, можно назвать самым трудным и самым значительным в становлении, в налаживании жизни в новых условиях. Старая империя рухнула, и, казалось, все рушится вокруг. Был закрыт самый надежный для многих причудцев источник доходов – питерский рынок. Реформы в рыболовстве привели к повальной безработице. Люди разбегались, дома ветшали, церкви пустели. Рисовались мрачные картины безрадостного будущего. И многие утратили самообладание, не выдержали. Опустили головы и руки. Кто подался в город, кто за границу в поисках птицы счастья. Многое здесь казалось приближением конца света… Но прошло всего-то 15 лет, и волость словно преобразилась. Сейчас здесь есть все: русская основная школа, большой спортивный зал, летняя сцена и детская площадка. Здесь есть танцевальные и вокальные коллективы, свои музеи и библиотеки в Варнья и Колкья. Здесь есть то, чего пока нет ни в одном староверческом храме – в начальных классах школы уже около десяти лет детям преподают основы старославянской грамоты и основы богословия.

Уроки духовности

Первое, что показала мне старейшина волости Пейпсиээре Нина Иосифовна Баранина, было не обновленное здание волостного правления /хотя оно уже само по себе представляет предмет гордости: новые удобные помещения, соединенные одним дубль-коридором, располагающие к хорошей работе, к приему посетителей/, не свой удобный кабинет /не чета тому, что был на прежнем месте/, не какой-либо другой предмет материального свойства. Она подвела меня к столу, на котором лежал альбом со школьными сочинениями, посвященными родному краю. «Посмотрите, как пишут дети о природе, о людях, о своем крае, – говорит Нина Иосифовна. – А какие стихи, какие рисунки! Разве можно читать это и смотреть без замирания сердца?».

Мне подумалось тогда, что именно духовная сторона – любовь к своему родному краю, культуре, вера отцов – и составляет главную основу всех достигнутых здесь результатов. Без любви нельзя воспитывать детей. Без любви к людям, тихой и светлой, нельзя заручиться их поддержкой и уважением. А в одиночку великих дел не сделаешь. В волости все, или почти все, долгие годы держалось на энтузиазме и оптимизме людей. А иногда и просто на юморе. Волость живет благодаря тем людям, которые не утратили этих замечательных свойств. Не буду называть фамилии, здесь все друг друга знают, и знают истинные заслуги каждого. А если кратко сказать, то волость Пейпсиээре является одной из самых развивающихся волостей в Причудье. К 15-летию волости школа подарила работникам управы вышитый с любовью и старанием флаг, на котором изображены все главные символы местной жизни – рыба и сеть, лук и чистая, как слеза, капля чудской воды. В каждом стежке, в каждом символе и оттенке заложен смысл, разгадывать который можно бесконечно. А ведь это тоже своеобразная награда работникам волости за их труд.

Мы пошли в школу. Там шел урок духовности. Когда-то эти уроки вела Зоя Ивановна Куткина. Многих ребят она научила старославянской грамоте и молитве. После ее ухода на пенсию детей учит Анна Семеновна Портнова, окончившая когда-то Тартуский университет, где раньше преподавался старославянский язык. Дети охотно учатся тому, чему когда-то учились их бабушки и дедушки в «тетушкиных» школах. Они уже знают, что слово «азбука» состоит из двух старославянских букв «аз» и «буки», то есть «а» и «б» в современной русской грамматике. Они, малыши, уже читают наизусть молитву, переведенную на языки всех христиан и вдохновляющую всех верующих – «Отче наш». Колицкие дети читают эту молитву на языке своих предков. И они умеют креститься. Невольно наворачиваются слезы, глядя на то, как малые детки трепетно складывают пальчики в двоеперстие и осеняют себя крестным знамением… И становится стыдно за то, что многие староверы средних лет перестали придавать истинное значение своей религии, своей вере. Многое утрачено и забыто. Взрослые не умеют креститься, не говоря о том, что не могут прочитать ни одного слова в дедовских книгах.

К счастью, здесь, в Причудской волости, началось настоящее возрождение старой веры. Вот уже около десяти лет здесь дети учатся читать на церковно-славянском языке и, что очень важно, учатся понимать смысл древней молитвы, доносящей до нас силу духа. Здесь детей учат добру и терпению. Учат поведению в церкви и уважению своих и чужих традиций. Хочется верить, что этот опыт будут использовать и другие русские учебные заведения Причудья, а также возьмут себе на заметку и сами староверские наставники, часть которых, увы, этой грамоте свою общину научить не способна. Пусть каждый ребенок испытает счастье быть «введенным во храм», как когда-то вводили Деву Марию, как когда-то приводили нас в церковь наши бабушки. Как когда-то приводила в храм причудских детей Татьяна Филаретовна Мурникова, светлую память о которой хранят староверы старшего поколения. Она научила многих церковному чтению и пению. Она зажгла во многих сердцах огонек веры, столь необходимой всем нам сейчас. Хотелось бы видеть наши храмы не только возрожденными внешне, но и восставшими духовно. Чтобы на клиросах были слышны и женские, и мужские голоса в унисонном пении. Чтобы в Рождество ходили певчие по домам Христа славить. Без этого нет старого обряда, нет культуры староверия, о которой сейчас все так много говорят.

Мы ушли, а Анна Семеновна Портнова продолжала урок духовности для колицких детишек. Спасибо ей. Эти уроки нужны сегодня всем нам.

Дом старовера как решение «музейного вопроса»

Дальше мы отправились в новый, открывшийся совсем недавно, музей в Колкья – Дом старовера. Он разместился в бывшем здании волостной управы. Признаюсь, о том, что музей здесь будет, я знал еще осенью. Но что он будет оборудован так быстро, просто не ожидал. Музей был задуман, как Дом старовера. Замысел прост: обустроить музей, как старый дом, где когда-то жили местные староверы. Для этого подошло здание волостной управы, которое когда-то и принадлежало староверу.

Поразило все, что мы там увидели. Словно в собранных там вещах и экспонатах, еще совсем недавно являвшихся предметами нашего домашнего быта, вдруг ожила сама история. Будто задымила старая русская печь, и заработала машина времени, перенесшая нас на много-много лет назад, в детство, в бабушкин дом, к ее самовару и пирогам… Все это было как во сне. Ведь мы эти вещи, избавляясь от мусора и старья, выбрасывали, жгли, отдавали, продавали не один десяток лет. И только хозяин этого Дома, старовер, их хранил, берег, чтобы рано или поздно представить все это богатство материальной культуры своим наследникам и потомкам. Вот уж где чувствуешь дух старого деревенского, здорового быта. От всех собранных здесь экспонатов веет историей нашей и силой.

Идея организаторов удалась: у посетителя складывается впечатление, что вот именно здесь и живет тот самый загадочный старовер-долгожитель, он только вышел на время во двор, оставив своих гостей проявлять нескрываемое любопытство к его домашней утвари. Входи в избу и перекрестись – в углу икона. В сенях сани-кельки, пешня и сошило – то ли с озера пришел мужик, то ли собирается пойти поставить сети… Маслобойка, прялка, гладильные доски, медные, деревянные, глиняные и фарфоровые изделия, назначение которых современному человеку придется объяснять. И иконы, иконы… Взгляды святых приводят в душевный трепет и вновь заставляют задуматься о чем-то значительном и важном для каждого из нас.

Здесь, на этой стене, будет настоящий иконостас, напоминающий иконостасы в наших староверских храмах, – говорит Нина Иосифовна Баранина, показывая на стену в одной из комнат.- Не гоже туристов в наши храмы водить. А здесь они найдут все, что им надо, и увидеть смогут, и услышать. На экране покажем видеозаписи с праздничных служб. Кто хочет посмотреть на наше богослужение вживую, то пусть приходят в каждое воскресенье или в праздничные дни…

А ведь и то правда. Картина, которая наблюдается сейчас в некоторых причудских староверческих храмах, немыслима и позорна для староверов. С позволения некоторых нынешних наставников в храм, в немолитвенное время валят с автобусов туристы, и перед ними расторопные служки заискивающе раскрывают двери в любое время. В храм, как в музей или другое публичное место, идут женщины в брюках и без платков, мужчины в шортах и пляжных панамах. Все с фотоаппаратами и лезут во все углы. Смех, болтовня и пошлости… Такое не должны позволять староверы. Ни себе, ни другим. Не должен наставник староверческой общины по чьей-то прихоти бежать и открывать двери. И ключницам своим не имеет он такого права давать. Храм не музей, сюда люди молиться ходят своим святым, своим иконам, намоленными за века нашими предками. Храм принадлежит общине, а не той вороне, которая каркает и машет своим черным крылом возле ковыряющегося в носу иностранного туриста. Неужели жажда наживы и мзда за посещение берут верх над разумом?

Этот вопрос давно обсуждается в кругах староверов Муствеэ, Калласте, Рая. Староверческие храмы и культурные ценности – это и есть то, что привлекает сюда туристов. Но староверческие храмы не должны быть приманкой для туриста. Они должны оставаться действующими храмами, в которые ходят верующие и которые живут по своему уставу, а не по финансовой инструкции туристического агентства. Здесь крестили и провожали в последний путь наших предков. Сюда всегда, в минуты отчаяния и светлые Христовы дни, приходят помолиться староверы. Сюда с душевным трепетом шли они на свою первую исповедь.

История староверов Причудья уходит в далекие столетия – к никоновским гонениям в середине 17 века. И в самые трудные времена наши предки берегли веру, шли за нее на каторгу и на смерть. И чем сильнее были гонения, тем крепче была вера в правоту свою и истинность веры. Так исторически сложилось, что свою свободу староверы получили примерно в одно и то же время с Эстонией. – в годы первой Эстонской Республики. Вот почему здесь проживает большинство потомственных, полноправных граждан Эстонии. После «поющей революции» в конце прошлого века Эстонское государство помогает староверам восстанавливать их храмы, выделяет немалые деньги на реставрацию книг и икон. Этого не может отрицать никто. И не раз свое спасибо причудские староверы уже говорили региональному министру Яану Ыунапуу, министру народонаселения Паулю-Ээрику Руммо за финансовую поддержку. Но никакие министры и никакие деньги не смогут вернуть староверам их собственное лицо, укрепить их веру, если они сами не будут заботиться об этом, если они свое место на клиросе уступят гыкающему туристу и будут отдавать на поругание символы своей веры, как в Муствеэ накануне Рождества Христова…

Мне вспомнился случай, когда во время открытия одного из храмов после реставрации я беседовал с чиновницей Тартуского уездного правления. Поблагодарил за помощь. Поделился своими мыслями и мечтами по поводу школ для староверов, мужских и женских хоров на клиросах. И она мне резонно заметила: государство может поддержать стены церкви, но оно не вдохнет в вас духа святого. Ведь права она, тысячу раз права. Это дело самих староверов и их наставников.

В Колкья сейчас ищут и находят пути этой своеобразной интеграции прошлого и настоящего: стремятся сохранить святость веры, родной язык и культуру предков и одновременно уладить потребу дня нынешнего. И уроки духовности, и решение «музейного вопроса» вполне могут стать хорошими примерами для других причудцев.

- А кто хочет посмотреть своими глазами и узнать о нас побольше – милости просим, – улыбнулась на прощание Нина Баранина. – И музей покажем, и рыбой угостим.

Планы у развивающейся волости в этом замечательном уголке Эстонии большие. Прекрасных идей много. И есть люди, которые готовы все это делать. Жизнь продолжается. Так что удачи вам, жители «самой причудской» Причудской волости!

Федор Маспанов,
газета Peipsirannik N1/2007

Раздел: Наша жизнь

Добавить комментарий

Вы должны быть зарегистрированы , чтобы оставлять комментарии.

Иванна. Гадание

Решаю проблемы семьи, брака

привороты, остуда.

Улучшаю рост материального

благосостояния.

Избавляю от алкогольной

зависимости.

Снимаю порчу.

Ставлю защиту.

Тел. 55 95 14 59

 

Объявления

 

 

РЫБАЛКА
НА ЧУДСКОМ
ОЗЕРЕ
(Эстония)

Рыбалка как лучший
вид отдыха для всей семьи,
в любое время года:
лодки, баня, коптильня, гриль,
удобный ночлег.

Заявки принимаем по
электронной почте
peipus@rambler.ru
или по телефону

(+372) 5347 2127