Вторник, 17 октября 2017  

Как сохранить староверие?

10 октября министр по делам народонаселения Пауль-Ээрик Руммо награждал студентов за лучшие исследовательские работы в области интеграции, семейной и социальной политики. Всего было представлено 9 работ, в числе которых была и работа Александра Айдарова «Социальный капитал как средство общественной политики для сохранения староверия в Эстонии». Эта же работа была признана одной из лучших в другом конкурсе, проводимом Госканцелярией, за значимость в социальной и культурной области. Награждение состоялось 5 октября в Тарту.

Нашим читателям Александр Айдаров известен по публикации Л. Кромонова (№ 7/2006), где подробно было рассказано о работе молодого магистра Тартуского Университета о социальном капитале. Наш корреспондент задал Александру Айдарову несколько вопросов.

- Александр, расскажите немного о себе.
- Окончил Тартуский Университет по специальности административное управление и социальная политика. В этом году защитил степень магистра. В настоящее время учусь в ТТУ и одновременно работаю, преподаю, читаю лекции и ассистирую.

- Расшифруйте для наших читателей понятие «социальный капитал».
- Если снять внешний научный блеск термина «социальный капитал», то откроются вполне понятные человеческие ценности – взаимопомощь, доверие, совместный труд, направленные на достижение единой цели. В данной моей работе исследовался вопрос сохранения староверия в Эстонии.
Социальный капитал может существовать как на горизонтальном уровне, т.е. между представителями одной социальной прослойки, так и на вертикальном уровне: между гражданами и представителями власти, местной или центральной. Я полагаю, что для сохранения, а главное – для развития староверия в Эстонии, необходимо развивать конструктивные отношения между правительственными организациями и староверами.

- Каково сегодняшнее положение староверия в Эстонии?
- Ситуацию, которая сложилась на данный момент в Эстонии по поводу сохранения староверия, можно назвать взаимным и терпеливым ожиданием. Как правительство, так и сами староверы заинтересованы в сохранении староверия. Только возникает вопрос, кто же должен сделать первый шаг в данной «ситуации»? С одной стороны, староверы сами уже активно занимаются поддержанием своей самобытности. Яркий тому пример – 11 ныне действующих общин, деятельность Общества по развитию староверия в Эстонии и ряд других некоммерческих организаций. Казалось бы: вот и хорошо, что люди находят силы и время для решения своих проблем. Но несмотря на это, староверы говорят о необходимости финансовoй поддержки. Известно, что малочисленные по составу активных прихожан общины не имеют достаточных материальных средств для поддержания храмов, сохранения икон. Потенциальная помощь староверам могла бы быть оказана «нестароверами». С другой стороны, правительство и различные фонды делают акцент на самостоятельность и активность всех тех, кто желает получить финансовую поддержку, включая и староверов. То есть староверы должны быть сами более активными и даже настойчивыми. В пример можно было бы привести народности сету и выру. Они смогли обратить на себя внимание правительства благодаря объединению посредством тех же культурных обществ. В итоге они получают финансовую поддержку из государственного бюджета.
Другими словами, как правительство, так и любые другие организации или фонды, распределяющие деньги на проекты, ожидают активности и инициативы граждан. Староверы не являются для них исключением. Но тут возникает довольно деликатная тема. Нельзя не учитывать особенность отношения староверов к прошению о помощи. Сохранить себя и в то же время быть более «открытыми» для получения помощи из «нестароверческих» источников – сложная дилемма для староверов. Яркий тому пример их отношение к развитию туризма в Причудье и посещению староверческих храмов: в одни храмы водят иностранных туристов, а в другие нет.

- Какой пункт вы включили бы в государственную программу развития Причудья?
- Говоря о развитии староверия, я не имею в виду разовые проекты-однодневки, как, например, проведение семинаров. Хороший пример системного подхода к проблеме уже есть. Это государственная программa реставрации всех церквей в Эстонии, включая и староверческие, что уже является реальной поддержкой староверия и развития Причудья.
Уникальность староверия известна многим, и в особенности тем, кто напрямую или косвенно сталкивается с этим вопросом. Не исключая представителей правительства. На уровне законов все гладко. Староверы могут исповедовать свою религию без притеснений и страха, быть староверами и оставаться ими. Но закон не дает нам конкретных и четких указаний, как действовать и что делать. Именно поэтому я полагаю, что в данной ситуации правительство и конкретные министерства сами должны предпринимать первые шаги. Чем активней смогут общаться чиновники со староверами, тем реальнее будут решения, подходящие к местным условиям. Стоит отметить немаловажность доверия между местным населением и теми, кто хочет ему помочь. Доверие не возникает само по себе. Это не результат разового экскурсионного посещения Причудья. Eсли на уровне государства кто-то говорит о староверах, то в этом разговоре должно быть участие и самих староверов.

- Молодежь покидает Причудье. Что бы вы пожелали нашим молодым читателям?
- Молодёжи желаю поскорее найти себя в жизни, достичь финансового благополучия, устроить семейную жизнь. Для этого в Причудье пока нет условий. Но, покидая родной край, нужно помнить культуру и веру своих предков, поддерживать духовную связь с родиной, где бы вы сейчас ни жили – в Таллинне, Тарту или в другом месте. А ещё лучше – поступить учиться на специальность административного управления или получить другое образование, чтобы потом работать в Причудских местных самоуправлениях и компетентно, с душой делать то, о чем они сегодня говорят и мечтают.

Беседу вела Екатерина Сапрыкина,
Таллинн

Раздел: Наша жизнь

Добавить комментарий

Вы должны быть зарегистрированы , чтобы оставлять комментарии.

Иванна. Гадание

Решаю проблемы семьи, брака

привороты, остуда.

Улучшаю рост материального

благосостояния.

Избавляю от алкогольной

зависимости.

Снимаю порчу.

Ставлю защиту.

Тел. 55 95 14 59

 

Объявления

 

 

РЫБАЛКА
НА ЧУДСКОМ
ОЗЕРЕ
(Эстония)

Рыбалка как лучший
вид отдыха для всей семьи,
в любое время года:
лодки, баня, коптильня, гриль,
удобный ночлег.

Заявки принимаем по
электронной почте
peipus@rambler.ru
или по телефону

(+372) 5347 2127