Четверг, 19 октября 2017  

Листопадные аккорды кубофутуризма

Интервью с автором главного приза фестиваля «Музыка листопада-2017» художником Василием Кротковым (Москва, Россия)

Листопадные аккорды кубофутуризма
Интервью с автором главного приза фестиваля «Музыка листопада-2017» художником Василием Кротковым (Москва, Россия)

ВАСИЛИЙ КРОТКОВ родился в 1959 году. Живет и работает в Москве. С детства любил рисовать и интересовался живописью. Окончил художественную школу. Получил высшее экономическое образование и сделал хорошую карьеру. Однако увлечение живописью заставило изменить жизненную стратегию. Придя в искусство зрелым и состоявшимся человеком, Василий Кротков быстро нашел свой художественный язык. Наследуя традиции русского авангарда начала ХХ века, он творчески переосмысливает и развивает направление кубофутуризма.
Наш корреспондент побеседовал с художником накануне фестиваля авторской песни «Музыка листопада».

- Василий, в этом году Ваша картина будет вручена в качестве главного приза на фестивале «Музыка листопада». И, конечно же, всем интересно узнать о художнике — и как о творческой личности, и как о человеке. Расскажите о себе в нескольких биографических штрихах: родился, вырос, мечтал, стал… И, конечно же, – первые уроки рисования, первая выставка, первый успех…
-
Во-первых, я хотел бы поприветствовать всех читателей газеты «Чудское побережье» и пожелать им здоровья и благополучия. Немного о себе. Я москвич. В детстве закончил художественную школу. Потом получил высшее экономическое образование и сделал хорошую карьеру. Однако увлечение живописью заставило меня изменить свою жизненную стратегию. Я очень хотел творить, и 5 лет назад бросил работу в «народном хозяйстве» и исполнил свою мечту – занялся живописью. Плюс к этому – гены моего деда Василия Садовникова, который был замечательным художником. Кстати, мой дед был участником конкурса на проектирование Мавзолея В.И. Ленина, полная документация которого хранится в музее Ленина среди проектов, отобранных комиссией. Название проекта – «Трибуна». На мой взгляд, это лучший проект, выполненный в модном тогда стиле, русского конструктивизма!
- У Вас высшее экономическое образование, позади хорошая карьера. Чем именно Вы занимались и каким образом это связано с нынешним Вашим амплуа? Что повлияло на изменение жизненной стратегии? Почему из экономистов да в художники?
-
О своей трудовой деятельности много говорить не буду, она обычная для «амбициозного» человека. Скажу лишь, что в своё время я был, пожалуй, самым молодым руководителем на всем постсоветском пространстве, отвечающим за экономику крупнейшего завода. Потом был университет в Вирджинии (США), работа в крупных российских компаниях. Единственное, что тогда связывало меня с моим сегодняшним амплуа – это неудержимое и постоянное желание писать картины. Но не было времени. И было понимание, что живопись нельзя делить ни с кем и не с чем. Тем более, что за эти 30 с лишним лет в моей голове сложилось то, что я теперь называю русский пост-кубофутуризм.
- И почему — кубофутуризм? Ведь, казалось бы, как вошёл он в историю изобразительного искусства в начале прошлого века, так там и остался. Чем привлекло Вас это своего рода «четвертование» окружающего мира на плоскости, призмы и другие геометрические фигуры?
-
Почему кубофутуризм? Здесь, с Вашего позволения, я немного окунусь в историю. Если вспомнить время 100-летней давности, то мы увидим удивительный мир, в котором произошли кардинальные, революционные изменения во всех областях жизни человечества: в науке, машиностроении, энергетике, литературе и общественном сознании. Смена вех, перелом представления о мире. И в это время, группа молодых и талантливых художников и поэтов решила, что настало их время сказать свое слово в искусстве, присоединиться на «своём фронте» к переменам в стране, создать новое направление в живописи, которое в последствии назвали кубофутуризмом. Тогда, фамилии «первопроходцев» были знакомы только узкому кругу лиц, а сейчас мы помним их, как величайших художников русского авангарда: К. Малевич, Д. Бурлюк, Н. Гончарова, О. Розанова, Л. Попова, Н. Удальцова, А. Экстер, А. Богомазов и другие. Они сделали невозможное и соединили несоединимое: французский кубизм и итальянский футуризм. Это было смело, ново и соединяло разнородные, внутренне не связанные и, возможно, несовместимые взгляды, идеи, концепции и стили. Русский кубофутуризм стал совершенно оригинальным явлением, отличаясь радикализмом, постоянно потрясавшим свои собственные основы и выводившим искусство на новые и новые пути. Кстати, кубофутуризм стал как бы переходным этапом к крупнейшим направлениям, созданным русским авангардом – супрематизму К. Малевича, конструктивизму В. Татлина, аналитическому искусству П. Филонова и так далее. Да, кубофутуризм просуществовал не долго, но зерно было посеяно.
- Чем Ваш собственный художественный стиль отличается от классического кубофутуризма. Чему Вы научились, к примеру, у Малевича, Бурлюка, Гончарова, Розанова и чему научили бы своих учеников?
- Я всегда любил русский авангард, изучал его стили и способы живописи, «штудировал» теорию, так сказать. И мечтал сделать что-то свое. Поэтому, наследуя традиции русского авангарда начала ХХ века, я стремлюсь его творчески переосмыслить и развивать забытое направление в живописи – кубофутуризм. И стиль своей живописи назвал – русский пост-кубофутуризм. Если рассматривать мое творчество с более философской точки зрения, то можно попробовать объяснить его так: раскладывая вселенную на плоскости и грани, я пытаюсь найти в привычных вещах новые смыслы, узнать об окружающем больше, чем видно на первый взгляд. Иными словами, пытаюсь докопаться до сути. Ведь в первую очередь мои работы для меня – попытка понять мир, разделив его на составные части, и затем на холсте собрать его, но уже по-своему. Это занятие оказалось очень увлекательным, и я не оставляю надежды разделить это со своими зрителями. Я стараюсь, чтобы в моих картинах всегда было солнце, потому что оно создает свет, и оно же создает тень. И, как мне кажется, что тот стиль, в котором я пишу картины, наиболее ярко подчеркивает границу между светлым и темным. Мне близки по духу теории авангардистов 100 летней давности, в которых они говорили, что человеком в действительности воспринимается не сам предмет, а сумма лучей, идущих от источника света, отраженных от предмета и попавших в поле нашего зрения. Я пишу свои картины для того, чтобы людям было интересно на них смотреть, задержаться у картины, подумать, найти для себя что-то новое. Для меня это важно!
- Кубофутуризм во всей его рубящей красе понятен не каждому зрителю. Но мастерское исполнение замысла не может не завораживать, и человек невольно задаётся вопросами: как создаются эти удивительные образы? каким мечом или гильотиной надо рубануть время и пространство, чтобы появился перед зрителем образ героя, храма, Вселенной, видимых поначалу только самому художнику?
- На этот вопрос мне отвечать наиболее легко. Я пишу ВСЁ то, что нас окружает, но пишу по-своему. Это может быть натюрморт, пейзаж, портрет или, вообще, фантазия. Мои картины, возможно, иногда трудно воспринимаются, потому что я в них не указываю точку обзора или точку зрения. Я хочу совместить все точки зрения для того, чтобы зритель стал частью картины и смотрел на нее как бы изнутри, а не со стороны. Нас окружает очень динамичная жизнь. И в своих картинах я хочу показать не моментальный снимок чего-либо, будь то натюрморт, пейзаж, человек, а динамику этого. Т.е. упорядочить хаос мгновения, который изменится в следующий миг. И мне интересно показать этот миг в развитии, что было до того и что будет дальше. Именно развитие предмета в «четвертом измерении», т. е. во времени, я стремлюсь передать цветом, светом и тенью. А «рубить время и пространство», как Вы образно и красиво сформулировали, мне помогает тот стиль и манера живописи, которые я сейчас развиваю, опираясь на традиции русского авангарда начала прошлого века.
- А как Ваше творчество сочетается с музыкой и, в частности, с авторской песней? Кстати, как Вы к ней относитесь? Возможно, Вы сами играете на гитаре и сочиняете песни? Ведь наверняка у вас есть друзья в бардовской среде?
-
Музыку я люблю, разную, но хорошую. Музыка у меня идёт параллельно с живописью. Я не могу сказать, что являюсь фанатом авторской песни, но глубоко убеждён, что этот жанр очень востребован, имеет огромное количество почитателей, потому что авторская песня – она особенная, пропущенная через нерв исполнителя, связанная невидимыми нитями с каждым из слушателей и находящая отголоски в любой душе. В ней – правда жизни, любовь, боль, радость и печаль! И на фестивале в Тарту мне хочется послушать эти песни, в разных жанрах и на разных языках. Это очень интересно, позитивно, ярко и познавательно!
- Приходилось ли Вам раньше бывать в Эстонии, в Тарту?
-
В Тарту я никогда не был. Но в Эстонии, в детстве, проводил почти каждое лето с бабушкой. Дело в том, что в Нарве у меня очень много родственников, дяди, тёти, двоюродные братья и сестры, их дети! О Тарту мне рассказывала моя мама, она даже ходила там школу какое-то время. Это старинный, красивый европейский город, в котором бережно сохраняется прошлое!
- Вот уже несколько лет главным призом фестиваля «Музыка листопада» становится картина какого-нибудь известного художника. В этом году такая непростая миссия возложена на Вас, и постоянные зрители уже в предвкушении: что будет на этот раз? У вас уже есть замысел будущего фестивального шедевра? Какие «аккорды» вы подберёте к нынешней музыке листопада?
- Предложение от руководителя фестиваля Людмилы Месропян быть главным художником в 2017 году я принял с радостью и гордостью, потому что это для меня новые впечатления, новый город, новые песни. Огромное спасибо Людмиле за оказанную честь! Конечно, я привезу на фестиваль картину, которая будет вручена мною обладателю Приза зрительских симпатий. Пока Людмила не анонсировала её в СМИ, я не могу назвать эту картину. Но скажу только, что она будет связана с морем.
- Да, Ваши работы завораживают и, по выражению одного из авторов статей о Вашем творчестве, даже располагают к «художественной медитации». Какой невидимый лучик с какими Вашими пожеланиями отправится с фестивальной сцены к душам наших читателей, слушателей и зрителей?
-
С фестивальной сцены я пожелаю всем-всем-всем: любите искусство, цените его и развивайте! Только красота, исходящая от музыки, литературы, живописи, сделает наш мир лучше и чище. Смоет разногласия и границы. Я в это верю!
- Большое спасибо за интересную беседу! До встречи на фестивале в Тарту!

Беседу вёл
Фёдор Маспанов,
редактор газеты «Чудское побережье»,
обладатель Приза зрительских симпатий фестиваля «Музыка листопада» в 2010 году.

Источник: «Чудское побережье» N9/2017

Добавить комментарий

Вы должны быть зарегистрированы , чтобы оставлять комментарии.

Иванна. Гадание

Решаю проблемы семьи, брака

привороты, остуда.

Улучшаю рост материального

благосостояния.

Избавляю от алкогольной

зависимости.

Снимаю порчу.

Ставлю защиту.

Тел. 55 95 14 59

 

Объявления

 

 

РЫБАЛКА
НА ЧУДСКОМ
ОЗЕРЕ
(Эстония)

Рыбалка как лучший
вид отдыха для всей семьи,
в любое время года:
лодки, баня, коптильня, гриль,
удобный ночлег.

Заявки принимаем по
электронной почте
peipus@rambler.ru
или по телефону

(+372) 5347 2127