Пятница, 16 ноября 2018  

Угол преломления реальности. Интервью с автором Приза зрительских симпатий фестиваля «Музыка листопада-2018» художником Сергеем Семёновым

- Сергей, нашим читателям, зрителям, авторам-исполнителям интересно узнать о творчестве художника, чья картина в каком-то смысле будет символизировать нынешний, девятый фестиваль «Музыка листопада». Расскажите о себе.
- Родился я 23 ноября 1958 года в поселке Подборовье Псковского района Псковской области. Детство и юность прошли в городе Порхов. В 1976 году окончил Порховскую среднюю школу №2. После окончания работал в Порховском РЭС художником оформителем. С 1977 по 1979 годы служил в Советской армии. С 1979 по 1981 год работал художником-оформителем на Порховском релейном заводе. С 1981 по 1983 год учился в Ивановском химико-технологическом техникуме (ИХТТ) на отделении художественного оформления текстильных изделий, а с 1983 по 1988 год учился в Ивановской государственной текстильной академии (ИГТА), отделение художественного оформления текстильных изделий. В период учебы в ИГТА участвовал во Всесоюзной выставке (1983), которая проходила в г. Иваново, а так же в городских и областных выставках. С 1988 по 1993 годы работал главным художником Псковского областного Театра кукол. Поставил ряд спектаклей для детей и юношества: «Крестики-нолики», «Царевна лягушка», «Сказки малышки», «Макарова месть», « Прыгающая принцесса», «Дюймовочка», «Аленький цветочек», « Золотой петушок», «Золотая рыбка». С 2006 года являюсь членом Союза Художников России. Постоянный участник городских, областных, зональных и всероссийских выставок. Имею персональные выставки в России, Германии, Франции, Финляндии. Есть работы, которые находятся в частных собраниях в России и за рубежом.
- С чего Вы начинали и в каком возрасте пришло озарение? Первые учителя и первые уроки осознанного творчества…
- В раннем детстве начинал… Моим первым учителем была моя мама. Она мне показала, что может творить карандаш на бумаге. Это были какие-то незамысловатые человечки. Я думаю, тогда и родилась моя любовь к творчеству. Первые уроки моего осознанного творчества – это те мои первые работы, которые я создавал еще в школе и отправлял их на различные конкурсы, занимая иногда и призовые места. Это и стенгазеты, которые я рисовал, – и классные, и школьные практически все десять лет обучения. После школы решил поступать в Ленинградское художественное училище им. В.Серова, но оказалось, что туда можно было поступить для получения среднего образования, а у меня оно уже было. Поэтому после службы в армии поступил в Ивановский Химико-технологический техникум на отделение художественное оформление текстильных изделий. Затем поступил в Ивановский текстильный институт, после окончания которого был распределён в Псковский Театр кукол на должность главного художника, практически к себе на родину.
- Какой была Ваша первая значимая выставка? Чем она запомнилась?
- Одна из первых моих выставок, которую я считаю значимой, была ещё в студенческие годы – выставка АРС, которая проходила в Иваново в 1988 году в рамках фестиваля Ивановской творческой молодежи. Она была знаменательна тем, что после того фестиваля был создан Независимый Союз художников. Мои живописные работы заняли призовое место, и были закуплены Плесским музеем живописи. Фестиваль и выставка творческой молодежи и молодых художников стали тогда своеобразным протестом против художественной номенклатуры, которая «оседлала» в те времена все творческие Союзы. Мы были молоды, за плечами был институт, а жизнь только начиналась, и мы ломали стереотипы.
- Как назвать то направление живописи, в котором вы работаете? Ведь оно, на наш взгляд, не просто оригинально, но и в каком-то смысле является новаторским. Вы кого-то «наследуете» в этом жанре или это результат самостоятельного поиска?
- Художественной школы в моем городе Порхове, где я рос, не было, поэтому изучал живопись по тем немногим книгам, доступным в то время. Первая художественная книга, которую я увидел и которая врезалась в мою память, – это был альбом, посвященный Эрмитажу. Затем я его выменял на альбом, посвященный голландцам… У меня были разные периоды в творчестве. Переболел абстрактной живописью, экспрессионизмом, П. Пикассо, А. Модильяни и прочими течениями и школами. Очень люблю импрессионизм. Но всегда в моем сердце жила и живёт живопись моих любимых художников К. Коровина, В. Серова, М. Врубеля. Мне нравятся и художники, работающие абстрактно. К сожалению, их немного. Считаю, что художник постоянно должен и обязан находиться в творческом поиске, а иначе «смерть художника» наступает. Конечно же, это очень сложно, но безумно интересно. Рисую так, как подсказывает сердце в моменты вдохновения.
- В одном из интервью Вы сказали, что для творческого человека очень важно оставаться честным. Расшифровки данного тезиса не последовало. Что вы имели в виду: честность как гражданская позиция или честность в творчестве? «Честная» картина – что это?
- Главное в творчестве – идея, её осмысление, эстетическое и этическое начало и содержание. И вот когда это всё совпадает и выстраивается, получается честная живопись, а не красивая мишура, которой художник старается обмануть зрителя и скрыть свою безграмотность, беспомощность и пустоту.
- Художественное творчество многолико, и каждый художник стремится найти себя в этом потоке. Похоже, что вы нашли свою волну, свой угол преломления реальности. И этот «угол» – плавный, округлый, как клубы дыма из трубы сказочной зимней избы на Вашей картине. Непривычно, но притягательно. Это собственная находка или явление во сне, какой-нибудь знак свыше? Ведь Псков на церквях держится…
- Сейчас я близок и люблю, если так можно назвать, пограничную живопись, в которой присутствуют и абстрактная живопись, и элементы эстетики реалистического искусства. Люблю трансформацию предметов и движения воздуха в живописи. Последнее время я практически отказался от многого ради живописи. Живопись – это для меня очень серьезно, и любовь эта навсегда, и очень хочу, чтобы она была взаимной. А вообще, люблю пленэры, люблю в компании друзей художников попутешествовать с этюдником. Последняя моя любовь – это Сербия, где тоже много церквей и прекрасные незабываемые пейзажи.
- Ваши избы остаются в памяти светом в окошках и теплом в очагах. Ваши церкви изогнуты в невероятные формы, если не сказать – позы, и выгибаются подстать петляющим дорогам… Неправдоподобно, скажет реалист. Красиво, скажет сторонник арт-искусства. А обилие ярких красок или тонированные одним цветом пейзажи и – это попытка компенсировать пасмурную погоду, неважное настроение или подсознательное стремление художника к некоему идеалу?
- Цветовую палитру художник выбирает неспроста, и иногда это выглядит неким протестом против серых тонов обыденности. Это как в физическом, так и в духовном смысле. К сожалению, вокруг нас еще очень много бескультурья, безвкусия – и на улицах, и в душах людей. Хоть я люблю серые оттенки, но иногда хочется озвучить краски, добавить им вибрации. Мне кажется, очень важно уловить момент музыки в живописи.
- Вы работали художником-оформителем и художником-постановщиком в Псковском театре, десять детских спектаклей – это довольно большой опыт общения с юной аудиторией. Это общение как-то повлияло на «угол преломления» Вашей творческой жизни?
- Это была интереснейшая работа в театре кукол, которой я заражен до сих пор. Очень часто, когда все уходили из театра, я оставался один и отдавался живописи. Ну, не мог я без неё существовать! И эта любовь на всю жизнь со мной, это мой воздух, моя кровь, которая циркулирует в моем организме. До сих пор люблю и театр, театр Кукол, люблю театральную куклу, и если иногда выпадает возможность этим заняться – я счастлив.
- Вы известны в России, в других странах. А в Эстонии? Она так близка, что, даже грех и спрашивать, «бывали ли в наших краях?». Но в творческом плане: были ли здесь персональные или совместные выставки? Что можете сказать о Тарту сегодняшнем, о постсоветской Эстонии?
- Часто посещаю Эстонию, Таллинн, Тарту. Люблю архитектуру Эстонии, старинные улочки и этнографию. Наши страны просто обязаны дружить «домами», и художниками в том числе. Мы соседи, надо дружить, любить и уважать друг друга. В чем-то мы похожи, в чем-то разные. И в одной семье сестры бывают разными и непохожими, но это не значит, что они не любят друг друга. Эстонских художников знаю немного. Был знаком с двумя замечательными художниками из Тарту – Энн Тегова и Матти Лепик. Познакомились мы с ними в Пскове, они приезжали к нам на международный пленэр, который организовали детская художественная школа и администрация г. Пскова. С большим удовольствием познакомился бы и с другими эстонскими художниками и их творчеством. Надеюсь, встретиться и познакомиться на Тартуском фестивале со своими коллегами из Эстонии и других стран.
- Ну, и, наконец: что увидит нынешней осенью обладатель главного Приза фестиваля авторской песни «Музыка листопада»? Картина уже готова?
- Картины для фестиваля авторской песни уже давно готовы. С большим удовольствием и вдохновением работал над ними. Все они посвящены красивому городу Тарту, и я надеюсь, они понравятся своим новым обладателям. До встречи на фестивале!
- Спасибо за интересную беседу и – до встречи в Тарту!

Беседу вёл Фёдор Маспанов
автор-исполнитель, участник фестиваля «Музыка листопада» в 2010 и 2012 г.

Добавить комментарий

Вы должны быть зарегистрированы , чтобы оставлять комментарии.

Иванна. Гадание

Решаю проблемы семьи, брака

привороты, остуда.

Улучшаю рост материального

благосостояния.

Избавляю от алкогольной

зависимости.

Снимаю порчу.

Ставлю защиту.

Тел. 55 95 14 59

 

Объявления

 

 

РЫБАЛКА
НА ЧУДСКОМ
ОЗЕРЕ
(Эстония)

Рыбалка как лучший
вид отдыха для всей семьи,
в любое время года:
лодки, баня, коптильня, гриль,
удобный ночлег.

Заявки принимаем по
электронной почте
peipus@rambler.ru
или по телефону

(+372) 5347 2127